Аннотация: Статья ученика 11 класса средней школы № 2 г. Турана, которая заняла третье место в номинации «Экология. Природное насление» на Всероссийской научно-практической конференции школьников «Отечество» (19–23 ноября 2012 г.).
Ключевые слова: охота, тувинцы, традиции, природопользование, экология
Hunting as a traditional ploy of Tuvans
B. Kongar
Abstract: Article by the 11th grade pupil of Turan secondary school #2 at the All-Russian Pupils’ Science and Practice Conference "Motherland” (Nov. 19-23, 2012)
Keywords: hunting, Tuvinians, traditions, ecosystem exploitation, ecology.
В последние годы в Туве забываются традиции и особенности охоты и возрастают масштабы браконьерства. Изменились отношения человека и природы, увеличилось потребительское отношение к природе. Исчезают многие виды диких животных. Все это — результат забвения традиций природопользования тувинского этноса.
Мы попытаемся проанализировать проблему рационального природопользования Пий-Хемского кожууна Тувы.
Из истории возникновения охоты
Республика Тыва расположена в самом центре азиатского материка, на стыке сибирских таежных и центрально-азиатских пустынно-степных ландшафтов. Граничит с Монголией, Красноярским краем, Хакасией, Бурятией и Алтаем. Около 82% территории республики занимают горы, 18% — межгорные котловины (Паспорт…, 2009: 3).
Тува славилась охотниками. Есть поговорка «Хороший конь сделает хозяина богачом; хороший охотник накормит народ» (Кенин-Лопсан, 2006: 201). Охота — это часть экологической культуры тувинцев, элемент традиционного образа жизни формировавшегося в течение тысячелетий.
Охота занимала значительное место в хозяйстве древних людей по всему миру. Различные виды археологических источников говорят о роли охоты в племенах: это охотничьи амулеты из клыков диких животных, изделия из кости животных.
Судя по материалам стоянок охотников и рыбаков в Туве, а так же по наскальным изображениям, объектами охоты в крае служили позвоночные животные: марал, лось, медведь, горный козел, кабан, волк, дзерен, кабарга и т. д. Петроглифы свидетельствуют, что уже во втором тысячелетии до н. э. здесь получают широкое распространение облавная охота, загонная охота с собаками на крупных животных (Чистик, 2010: 52–53).
О культуре и этике охотника
Культура каждого охотника определяется в бережном отношении к охотничьим и другим природным богатствам.
Культурный охотник сегодня должен иметь охотничий билет и строго соблюдать правила и сроки охоты. Он является наблюдательным натуралистом и получает удовольствие не от количества добычи на охоте трофеев, а способности чувствовать красоту природы, понимать ее и уметь наслаждаться ею. Нельзя быть жадным и завистливым в добыче зверя и птицы. Нельзя стрелять по пролетающим стаям уток весной.
Нужно соблюдать правила безопасности при обращении с ружьем. Охотник должен метко стрелять, для этого много тренироваться. При охоте пушных зверей охотник должен помнить о сдаче пушнины государству. Во время охоты следует проявлять заботу о сохранении лесных богатств: при разведении костров, не портить леса вырубкой и т. д.
Нужно строго соблюдать правила охотничьей этики.
Правила охоты
Не каждый может быть охотником у тувинцев. Мальчика с восьми лет учили ездить по тайге, ему показывали места, где охотились его предки; учили беречь природу. Охотник свято следовал традициям охоты, которые были искусными приемами защиты природы (Кенин-Лопсан, 2006: 202).
Среди правил были такие:
- Не охотиться вне сроков на не разрешенные к отстрелу виды дичи и не превышать норм отстрела;
- Не стрелять дичь вне убойной дистанции;
- Не стрелять по стаям птиц;
- Не стрелять молодую и нелетную дичь;
- Не охотиться на самок с детенышами;
- Стрелять только в ясно видимую дичь (охотник должен убить зверя одним выстрелом, не мучая его);
- Охранять гнездовья и не распугивать тока;
- Бороться с браконьерством (Даржа, 2009: 342).
Традиции и обычаи тувинских охотников
В результате беседы с охотниками и анализа литературы мы узнали о традициях и обычаях тувинских охотников много интересного.
Например, после устройства охотничьего лагеря проводится обряд жертвоприношений хозяину тайги, охотники бросали еду в огонь. Охотились только на взрослых самцов диких животных. Убийство беременной самки расценивалось как знак несчастья для охотника. В окрестностях аала запрещалась охота на всех, кроме хищников. Если охотники охотятся группой и убивает только один, то он обязан поделиться с другими. Каждый год жители освящают богатую зверями тайгу, «выпрашивая» пропитание у духа тайги.
Один из добрых обычаев у тувинцев является обычай ждать и получать подарок от самого умелого охотника — курдюк. Когда охотник возвращается с крупной добычей, восклицают: «Ужа! Ужа!» (курдюк). Пожилые люди утверждают, что добыча охотника из тайги — это дар матери природы (Кенин-Лопсан, 2006: 62).
Беседы с Хутинскими охотниками
Кочетков Петр Иванович родился в городе Красноярске 1947 году. В 1956 г. переехал в Республику Тува в село Хут и живет там и сегодня. Он начал охотиться с малых лет по всем традициям тувинского народа. И его главные правила это:
1. Соблюдать правила безопасности,
2. Не брать больше, чем дает тебе тайга,
3. Соблюдай традиции народа, владеющего этой тайгой.
В селе все пожилые люди уважают Петра Ивановича, так как он знает тувинские традиции охоты лучше некоторых местных жителей и молодые охотники советуются с ним. Петр Иванович — честный охотник. У него есть разрешение на ружье, имеется охотничий билет и он уже 30 лет состоит в охотобществе.
Петр Иванович рассказывает, что каждую осень и весну, когда начинается сезон охоты в заказник «Хут» приезжают охотники с новейшим оружием и убивают исчезающих зверей — кабаргу, бобров. Но более востребована косуля. Браконьеры охотятся способом лучевки (ночью с ярким прожектором, который ослепляет зверей ярким светом).
Дамдын Кызыл-оол Бильчаевич родился и вырос в селе Хут, в семье охотника Бильчая Оруспаевича Дамдына. Он — один из немногих, кто соблюдает традиции тувинского народа. Сейчас Кызыл- оолу Бильчаевичу 76 лет. Он рассказывает, что когда он был еще совсем юным, его с собой на охоту брал его отец. Тот рассказывал ему все традиции тувинского народа, когда их все свято соблюдали. Сейчас же Кызыл-оол Бильчаевич, как он говорит, разочарован охотниками. Это, по его мнению, не охотники, а браконьеры! Они даже не соблюдают простейших правил поведения в лесу; убивают еще совсем маленькую дичь и что самое страшное — их совсем не волнует то, что останется после них — их детям и внукам.
Собрав все сведения, советы, которые дали наши информаторы, изучив литературу, мы сделали следующие выводы.
Во избежание несчастных случаев и для обеспечения безопасности при обращении с охотничьим оружием необходимо знать и выполнять правила:
1) Оружие необходимо хранить в чехле разряженным, в сухом и прохладном месте, а боеприпасы вдали от огнеопасных мест;
2) При осмотре ружья с ним нужно обращаться как с заряженным и готовым к выстрелу;
3) Запрещается направлять оружие на человека или домашнее животное, даже если ружье не заряжено;
4) При заряжении или разряжении ружья стволы направлять в землю или вверх;
5) Во время преодоления препятствий оружие должно быть всегда разряженным;
6) Никогда не стрелять на шорох или по шевельнувшемуся предмету, пока не станет ясно, что находится впереди;
7) Заряженное ружье нельзя прислонять к дереву, ронять, ударять и опираться на него.
Браконьерство
Методы охоты и рыбалки сейчас стали больше напоминать зачистку от всего живого. С каждым годом заезжих браконьеров становится больше.
Хакасия и Красноярский край, Кемеровская область — оттуда адреса нарушителей. И ведь едут не с рогаткой и удочкой; грузовыми машинами вывозят фляги с рыбой. Местные смотрят на это и тоже не отстают. В период икромета полпоселка на Енисее рыбу ловит. Одни считают, что так все будет продолжаться вечно, другим просто все равно.
На Западе спохватились, когда уничтожили почти всех животных, теперь над каждой букашкой дрожат, национальные природные парки повсюду, а былого разнообразия уже не вернуть.
Общие положения о правах производства охоты
Правила охоты утверждаются Главным Управлением охотничьего хозяйства.
Производство охоты на территории охотничьих хозяйств может быть только по разрешению организаций, за которыми приписаны эти угодья.
Дикие звери и птицы, обитающие в охотничьих угодьях, являются государственной собственностью и составляют государственный охотничий фонд.
Охотой признается добывание диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы.
Документом на право производства охоты является членский охотничий билет, выданный охотобществом.
Охотничьи угодья
Охотничьи угодья подразделяются на четыре группы:
1) Охотничьи угодья общего пользования, где охота разрешается в установленные сроки;
2) Особые охотничьи угодья, для ведения планового охотничьего хозяйства, направленные на сохранение и увеличение запасов фауны. Эти угодья выделяются на промысловые, спортивные, а также для производства научно исследовательских работ;
3) Заказники. Их назначение — сохранение и увеличение численности полезных промысловых зверей и птиц, создание лучших условий для акклиматизации новых видов, либо для восстановления исчезающих.
4) Заповедники, представляющие особую хозяйственную, научную или культурную ценность для проведения научно-исследовательских работ. Охота без разрешения здесь запрещена.
В таежном Пий-Хемском кожууне охота — одна из основных видов деятельности. Охотничьи угодья делились на родовые земли: «Маадылар чери» — земля Маады; «Момбуйлар чери» — земля Момбуй; «Кызыл-оолдар чери» — земля Кызыл-оолов. Каждый охотился на своей родовой земле.
В исключительных случаях и с разрешения старейшин родового клана позволялось охотиться в угодьях соседей в строго определенные сроки.
Заключение
Весь год для тувинских охотников был «расписан».
Каждый носитель культуры был хорошо знаком с охотничьим календарем.
Охота была частью жизни мужчины и также была способом выживания. Но в наше время настоящих охотников стало меньше, а браконьеров больше. Исчезают многие виды животных.
Людям надо помнить, что человек и природа органически и неразрывно связаны с друг с другом. Жизнь и благополучие человека зависят от состояния окружающей среды, на которое влияют элементы традиционного образа жизни, нравственные и духовно- психологические устои человека.
Список информаторов:
Кочетков Петр Иванович, 1947 г. рожд., с. Хут Пий-Хемского кожууна,
Дамба Виктор Оруспаевич, 1971 г. рожд., с. Хут Пий-Хемского кожууна,
Дамдын Кызыл-оол Бильчаевич, 1936 г. рожд., с. Хут Пий-Хемского кожууна,
Уйнук-оол Сергей Ондарович, 1952 г. рожд., с. Уюк Пий-Хемского кожууна.
Список литературы:
Даржа, В. (2009) Традиционные мужские занятия тувинцев. Кызыл. Т. 1.
Кенин-Лопсан, М. Б. (2006) Традиционная культура тувинцев. Кызыл.
Паспорт Республики Тыва (2009) : Краткий стат. сборник. Кызыл.
Чистик, Ж. К. (2010) Экологическая культура тувинского этноса. Кызыл.
Скачать файл статьи