Аннотация: Данная статья посвящена проблеме методологических подходов к изучению Востока. Отечественное востоковедение может успешно развиваться, основываясь на своей национальной культуре и активно сотрудничая с мировой ориенталистикой.
Ключевые слова: Запад, Восток, востоковедение, ориенталистика, наука, методология.
Methodological aspects of "West-East” system studies
I. A. Zahkarenko
Abstract: Article is devoted to methodological approach to studying the East. Russian orientalism can successfully develop basing on the its national culture and active cooperation with the world orientalism.
Keywords: West, East, orientalism, science, methodology.
Главный вопрос, на который необходимо нам дать ответ «А знаем ли мы Восток?» В свете последних международных событий мы должны честно ответить: нет! В третье тысячелетие человечество вступило, так и не разрешив «синдром Киплинга», который выражен в его знаменитой формуле «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Древние римляне, цивилизация которых во многом была близкой и даже дочерней по отношению к ближневосточной, с уважением говорили: «Ex Oriente lux» («Свет с Востока»). В середине ХIХ — начале ХХ в. особую остроту приобрела проблема выживания восточной цивилизации в русле ее взаимодействия с цивилизацией западной. Западная цивилизация раздирала на свои сферы влияния страны Востока. Сейчас уже европейская цивилизация находится под сильным прессом давления с Востока. Соперничество стран Востока с другими государствами во многих областях экономической и общественной деятельности стало основным для европейской цивилизации. В связи с этим мировое сообщество начало понимать, что одним из важнейших условий общечеловеческого прогресса является плодотворное взаимодействие и взаимопроникновение западной и восточной цивилизаций.
Наш подход к Востоку определяется емкой и глубокой формулой, пришедшей к нам из далекой и вместе с тем близкой Индии, ставшей аксиомой на все времена — «единство в многообразии». Этот подход является основой прогрессивного развития мировой цивилизации. Исследование «Российское дальневосточное востоковедение» подразделяется на три уровня. Данная статья представляет первый уровень — определение методологических подходов к изучению Востока с целью доказать значительность вклада российских востоковедов в мировую ориенталистику. На двух последующих уровнях работы — национальном и геополитическом, исследована национальная составляющая в ориенталистике, как европейской науки о Востоке, и изучены геополитические отношения на геоисторическом пространстве Запад —Россия — Восток. Цель всего комплекса проводимых востоковедных исследований — показать Россию как страну и нацию, сделавшую большой вклад в мировую науку и культуру.
Общенаучные подходы к познанию Востока
Наука напоминает айсберг, лишь незначительная часть которого поднимается над водой. В востоковедении эта вершина айсберга —популярные работы, справочные пособия, учебники. Но в подводной части айсберга продолжается титаническая работа, заключающаяся в получении нового знания, описания, классификации, осмыслении полученных материалов.
Исторически в Европе с целью изучения Востока сложилось отдельное научное направление — ориенталистика, как синтез геополитических, страноведческих и филологических знаний. Позднее в России под востоковедением стали понимать науку, комплексно изучающую археологию, географию, историю, культуру, литературу, религию, философию, филологию, экономику, этнографию и языки стран Востока. Соединить все воедино может только понимание специфики восточных культур, внутреннего мира восточных народов, чью историю, экономику, геополитику, социальную структуру, религию мы изучаем. Здесь очень важно понять восточное мировоззрение и его воздействие на политику и экономику стран Востока и Запада. Погружение в иную культуру не только научно значимо, но и дает понимание значения своей собственной культуры.
История познания Востока, как материнской среды обитания человечества, демонстрирует три пространственно-временные геополитические закономерности. Первая — наше обыденное сознание ориентировано только на «прибрежное» знание Востока, а «внутриматериковая» его часть по-прежнему для нас не познана. Вторая — основной рубеж между цивилизацией Запада (европоцентризм) и цивилизацией Востока (востокоцентризм) находится в постоянном движении и сейчас имеет тенденцию перемещения в сторону Запада. Третья — взаимодействие «Запад–Восток» является геополитической основой, связывающей гигантский материк Евразия.
Выявленные нами закономерности основываются на противоречии между требованием к полноте познания Востока и состоянием процесса его изучения. Исходя из теории познания, изучающей отношение знания к действительности, можно дать определение познания как процесса стремления «Реального знания» приблизиться к «Теоретическому (Абсолютному) знанию». Именно недостаточное знание Востока и приводит к противоречию между Западом и Востоком. Чем полнее будет наше знание стран Востока, тем меньше будет вероятность в принятии ошибочных решений. В этом процессе познания Востока можно выделить следующие этапы: практические и научные работники изучают Восток, школа дает это знание людям, общество выстраивает идеологическую линию поведения, а государство строит на всем этом знании взаимоотношения с восточными странами.
Таким образом, противоречие между необходимым уровнем познания Востока и реальным его знанием можно разрешать только интенсивной востоковедной работой. Только совместные и целенаправленные усилия государства и всего общества могут разрешить дилемму Запад — Восток. Как только ослабевают усилия в изучении Востока, так сразу появляется множество «восточных» проблем. Нельзя эпизодически изучать Восток и только ставить вопрос о подготовки переводчиков с восточных языков. Стремление к познанию Востока должно быть постоянным.
Методологической основой в изучении Востока является закон зависимости развития востоковедения от уровня познания Востока. Это объективный закон познания взаимодействия практического и научного востоковедения выступает основой развития и смены уровня изученности Востока. Закон утверждает взаимосвязь практического и научного востоковедения. Практическое востоковедение собирает информацию о Востоке, накапливает ее, систематизирует и делает выводы по использованию. По мере накопления больших массивов информации практическое востоковедение не в состоянии ее переработать. Эту информацию анализирует, классифицирует и синтезирует научное востоковедение, выступая мерилом абсолютного знания. На определенном этапе развития научное востоковедение как элемент более устойчивый и консервативный, отстает от уровня знаний практического востоковедения и начинает противоречить характеру (качественная сторона) и уровню (количественная сторона) развитию практического востоковедения. Научное востоковедение, вступив в противоречие с практическим востоковедением, не только может тормозить его развитие, но даже вести к его разрушению. Системное и наиболее полное познание Востока приводит к установлению соответствия между ними. Появляется новое знание и наступает переход на более высокий уровень познания. В этом законе научное востоковедение выражает стремление к абсолютному знанию и показывает практическому востоковедению путь к достижению знаний. И этот процесс постоянен.
Эволюция системы «Запад — Восток» через взаимопознание культур
В огромном мировом Океане дрейфуют два гигантских всечеловеческих айсберга «Запад» и «Восток», пусть в чем-то весьма неоднородных, но все же монолитно цельных в своей глубинной основе — той самой первооснове, которая и породила в свое время дихотомию Восток — Запад. Наше исследование развивается на фоне этого противостояния и взаимовлияния и наглядно представляет собой подобие навигационной обстановки на штурманской карте с противоречивой информацией о направлении господствующих «политических течений» и переменных «экономических ветров». Не имея достоверной информации, не изучив причин возникновения этого процесса и тенденций его развития невозможно дать прогноз будущего миропорядка в XXI веке.
Общий процесс изучения Востока происходил в порядке последовательной постановки геополитических, военно-стратегических и экономических проблем перед государством и его организационными возможностями для их решения. Государство в лице своих административных органов и общественных институтов выполняло эти задачи через своих представителей. Проведенное исследование межведомственной деятельности по организации изучения Востока дает возможность вывести закономерность соответствия функционирования системы институтов государственной власти, общественных, научных организаций в изучении Востока и проводимой геополитики государства.
В процессе познавательной деятельности людей формируются знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Интересы государства были направлены на наиболее полное изучение зарубежных стран, их материальных и духовных ценностей. И только после такого изучения, государство вступало в политические, экономические, военные и культурные отношения с зарубежной страной. Строя взаимоотношения с зарубежными странами, государство основывается на социально-экономическом развитии, общественно-идеологических установках, геополитического положения, развития науки, техники и образования своей страны. Но цель одна — достижение своих интересов и потребностей. Решение на выполнение этой цели принимается на основании практического и теоретического востоковедного знания и зависит от степени изученности конкретной страны.
В процессе изучения геопространства Восток-Запад нами поставлен вопрос о взаимопознании и взаимном обогащении цивилизаций и культур. Термину «культура» придается новое содержание как культуры взаимного познания, понимания особенностей и своеобразия наций и народов. Возможность диалога цивилизаций на примере Россия-Восток еще раз доказывает правильность установок ЮНЕСКО, что культура включает в себя наследие ценностей знаний посредством взаимодействия с культурой других народов в интересах укрепления мира и развития. Таким образом, данное исследование выступает как инициатива Российской Федерации по сближению культур на рубеже Россия — Восток и представляет для ЮНЕСКО реализованную концепцию изучения стран Востока европейской цивилизацией.
Здесь востоковедная культура выступает как один из универсальных элементов общей культуры человечества и представляет собой определенную степень овладения достижениями материальной и духовной культуры стран Востока. Такая ориентация вполне очевидна, когда речь идет о возможностях развития науки в различных регионах мира. На сегодняшний день все более актуальными становятся исследования формирования национальных научных сообществ, а также культурной среды, в которой функционируют научные сообщества и порождаются определенные научные представления. Поэтому общая картина развития отечественного востоковедения должна строиться на выявлении социальных, культурных и национальных аспектов историко-научных подходов, закономерностей общего направления и внутренней логики этого процесса. Отечественное востоковедение может успешно развиваться основываясь на своей национальной культуре и активно сотрудничая с мировой ориенталистикой. В этом сотрудничестве проявляется закономерность взаимосвязи и взаимообогащения культур Запада и Востока, взаимодействия национального востоковедения с мировыми центрами ориенталистики.
Здесь важно отметить, что в основе противоречия Восток — Запад лежит взаимодействие и борьба мировоззрений в системах координат — европейской и восточной с учетом изменений систем во времени и пространстве. Если раскололись и образовались два огромные «айсберга», то значит, каждый из них имеет свой центр тяжести, свое мироведение, свою систему отсчета и ориентировку в пространстве и времени. В широком смысле под европоцентризмом следует понимать абсолютизацию универсальности процессов и явлений, составляющих существо европейской цивилизации, и принятие этих постулатов за эталонные модели для воссоздания и истолкования хода исторического развития и культурных традиций всех остальных народов. Теоретическая позиция востокоцентризма заключается в отрицании существования историко-культурных общечеловеческих ценностей, утверждение невозможности понимания и познания восточной культуры вне пределов Востока, отрицания влияния на менталитет восточных народов других традиций и народов мира.
Причем, чем ближе находятся полюсы Восток — Запад тем это противоречие между ними усиливается. А это вызывает тревогу на противоположных полюсах. Весь вопрос как эту тревогу разрешить на практике? Решать проблему силовыми способами Европа отказывается. Только США, находящиеся на другом континенте и считая, что у них в руках небесные силы «политических ветров» и «экономических течений», подталкивают айсберги на столкновение. Что из этого получилось, мы знаем по событиям, произошедшим 11 сентября 2003 г. в США, продемонстрировав еще раз геополитический раскол мира на две части — Восток и Запад.
Объективные тенденции, определенные в работе, выражают одну из главных закономерностей общественного развития, а именно стремление к взаимоизучению народов, суть которой можно определить как зависимость развития мировой цивилизации от уровня политического, экономического, научного, культуроведного, экологического сотрудничества стран Запада и Востока. Именно реализация этой закономерности лежит в основе плодотворного сотрудничества России со странами Востока, выступая как потребность в достижении общественных и личностных интересов наших стран. Проведенное исследование дает возможность заявить, что игнорирование этой тенденции развития мировой цивилизации в разрешении противоречия «Запад — Восток» привело к сегодняшним во многом уже непоправимым последствиям.
Что может предложить национальное востоковедение для цивилизаций Запада и Востока?
В первую очередь это продукты духовного воспроизводства и прежде всего фундаментальной науки, культуры и образования. Эти ценности имеют самую высокую значимость в гуманистическом постиндустриальном обществе. И здесь имеет важность изучение значительного вклада в мировую культуру и науку наших соотечественников. Научная деятельность востоковедов служит основой сближения российского государства не только со странами Востока, но и через вхождение наших соотечественников в мировые центры ориенталистики — со странами Запада.
Именно концентрация внимания и усилий на опережающее развитие социокультурной сферы даст России уникальный шанс стать посредником между Востоком и Западом. Выступая за интеграцию лучших достижений восточных и западных культур, наша страна сможет показать пример эффективного диалога и взаимодействия цивилизаций. Для этого нужна как четкая самоиндефикация народов и этносов, так и понимание ее целостности, общих интересов и единой судьбы. Только такая взаимосвязь народов позволит восстановить устойчивые, эффективные и взаимовыгодные экономические, научно-технические и культурные связи, которые складывались столетиями.
Научную составляющую в решении таких грандиозных задач может взять на себя востоковедение, став наукой стратегической. Поэтому отечественное востоковедение в как образование, наука и практика должно представлять собой взаимосвязанную, развивающуюся и многоуровневую систему. Этот творческий процесс познания теории и практики Востока заключается в учебном повторении пути, пройденного востоковедением, и в критическом анализе исторического развития Запада и Востока. Это должно привести к созданию кадров востоковедов, способных решать задачи в области восточной политики Российской Федерации. Как известно, кадры решают все, а для сегодняшнего востоковедения их цена чрезвычайно возрастает.
Для усиления региональной составляющей в подготовке специалистов по Востоку требуется большее количество экспертов высшей квалификации — кандидатов и докторов наук, специализирующихся в конкретных проблемных направлениях. Совершенствование фундаментального востоковедного образования и сотрудничества ориенталистов академических институтов и высших учебных заведений на традициях отечественного и зарубежного востоковедения имеют огромную значимость для Российской Федерации.
Следствием закона зависимости развития востоковедения от уровня познания Востока служит закономерность соответствия развития научного востоковедения уровню развития науки, образования, культуры, религии и международного научного сотрудничества стран Запада и Востока. Необходимо познать внутренние и внешние процессы и закономерности развития востоковедения, осмыслить его роль в истории человечества, выявить его взаимодействие с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества, понять диалектику развития востоковедения, осмыслить происходящие в ней количественные и качественные изменения. При этом смысл исторического анализа состоит не в фиксировании наблюдаемой последовательности сменяющихся явлений, а в определении закономерностей исторического процесса развития научного познания, объяснения событий как форм проявления этих закономерностей в конкретных исторических условиях.
Россия и Восток
Подтверждением актуальности проведенного исследования служат сегодняшние геополитические реалии утверждения доктрины «нового мирового порядка». Теоретическое обоснование нового подхода в международных отношениях, призванное создать оптимальные условия для реализации национальных и общечеловеческих интересов, не вызывает особых возражений. Действительно, мир меняется и в новых исторических условиях нынешнего тысячелетия человечество сможет выжить, если система мировых политических, экономических и культурных связей будет строиться на демократических началах, принципах ООН, основах международного права. Никто не возражает, что при ее создании следует в полной мере учитывать ценностные ориентиры каждой цивилизации, региональные интересы групп стран, национальные интересы каждого участника мирового сообщества.
Что же необходимо сделать? В первую очередь нужна объединяющая цивилизационная идея, концепция партнерства цивилизаций, а затем и глубоко проработанная теория. Эта идея, основываясь на взаимодействии культур и цивилизаций и опираясь на общечеловеческие ценности, должна стать основой массового сознания, выраженной в идеологии российского государства. И здесь востоковеды стояли у истоков великого процесса единения человечества, так как основной традицией, на которой базировалось отечественное востоковедение, являлось не только единство взаимодействия Востока и Запада, но и ее демократическая направленность на достижение общечеловеческих ценностей.
Также необходима научно обоснованная долгосрочная геоцивилизационная стратегия, направленная на сохранение самобытности национальной культуры, через использование геополитического положения России как моста между цивилизациями Запада и Востока. Эта стратегия должна стать одним из приоритетов для перспективной государственной политики, получить понимание и поддержку россиян и признание как в славянской среде, так и у государств Востока и Запада, которые нуждаются в подобном посреднике. Здесь основная целевая установка должна быть направлена на сближение геополитических интересов России со странами Запада и Востока в области культуры, образования и науки на основе диалога культур и цивилизаций.
Зачастую мы, не выполнив эти основополагающие установки, пытаемся разрешать свои политические и экономические вопросы. Отсюда возникают многочисленные проблемы, которые в дальнейшем становятся камнем преткновения в наших отношениях со странами Востока и Запада. Многорукий индуистский бог Шива изображается танцующим на повергнутом им «карлике незнания». Только знание Востока и Запада послужат прологом к развитию взаимовыгодных межгосударственных отношений.
Именно с этих позиций рассмотрены вопросы теории и метода, преемственности, интеграции и дифференциации, периодизации и классификации этого процесса, проблемы востоковедного образования, диалога научных школ. Для нас было важно определить роль и место востоковедения на нынешнем этапе развития человечества, его общественный потенциал и востребованность, взаимоотношения с властью и обществом, связь востоковедения прошлого и будущего.
Геополитика Российской Федерации как географический разум государства со странами Востока должна иметь целенаправленный, активный и взвешенный характер. Во многом решить проблемы можно через понимание специфики восточных культур, внутреннего мира восточных народов, чью географию, историю, этнографию, филологию, экономику, геополитику, социальную структуру, религию, языки мы изучаем, и осмысление влияния их мировоззрения на политику и экономику стран Востока.
На рубеже третьего тысячелетия человечество оказалось перед выбором — столкновения или партнерства цивилизаций Запада и Востока. Проблема взаимодействия цивилизаций стала глобальной, так как от разрешения противоречия «Запад-Восток» зависит будущее человечества. Объективная логика необходимости сотрудничества с целью спасения планеты от ядерной и региональной катастрофы, экологического кризиса и экономических диспропорций в новом тысячелетии должна направить мировое сообщество в русло решения своих геополитических проблем.
Скачать файл статьи