Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 16 ноября 2024 г.

Единство в многообразии

Отклик на: Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование / науч. ред. док. иск. В. Н. Юнусова. М. :  Изд-во «Композитор», 2009. 552 с.: нот., ил.

 Unity in variety

Alyabyeva A.G.

Review: Karelina E.K. Istoriya tuvinskoy muzyki ot padenia dinastiyi Tsin i do nashih dney (History of Tuvan music from the downfall of the Qing Dynasty till present day): research / scientific editor Doctor of Art V.N. Yunusov. Moscow: Composer publishing house, 2009. 552 p.

 

Единство в многообразии«Энциклопедия?» — именно эта мысль, и именно в вопросительной  интонации возникает, когда видишь перед собой объёмный труд Е. К. Карелиной, посвящённый  изучению истории тувинской музыки.

Тува — один из немногих регионов регион России, музыкальная культура которого удостоилась столь многоаспектного в истории отечественного музыкознания специального фундаментального исследования. Действительно, как представляется, на данный момент, не осталось ни одной темы, ни одного вопроса, не включённого в область научных проблем, обсуждаемых автором в работе. В этой связи весьма важным является аспект выбора методологических оснований исследования.

Единство в многообразииНа наш взгляд, исследование подобного энциклопедического рода, в котором изучается обширная область тувинского музыкального фольклора и   авторского музыкального творчества, могло состояться во многом благодаря  позиции автора, которая заключалась, прежде всего, в сознательном соблюдении гармоничного баланса между методологическими установками отечественного классического музыкознания и его востоковедческого направления, в русле которого музыкальные традиции Востока и Запада рассматриваются в сравнительно-типологическом ключе (школы профессоров кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории имени П. И. Чайковского, доктора искусствоведения Е. Царёвой и доктора искусствоведения В. Юнусовой). Поэтому название статьи, отражающее количественные параметры многообразных явлений музыкальной культуры Тувы и качество проделанной автором аналитической работы, может  быть несколько трансформировано и звучать следующим образом: «Многообразие в единстве». В этом случае внимание акцентируется на взаимодействии отмеченных методологических установок, задействованных в контексте подобных исследований, как одном из определяющих факторов их успеха.

Тщательность, основательность и вдумчивость — вот основные принципы работы автора с уникальным предметом исследования. При  этом следует отметить особый неспешный тип изложения материала, который, не вызывая ощущения недосказанности, позволяет современному читателю в какой-то мере приблизиться к пониманию иного течения времени-пространства, свойственного носителям тувинской культуры. Включение в текст интервью, биографий, архивных документов, пояснений и комментариев создаёт полифоническую фактуру текста, где каждая смысловая линия, будучи, с одной стороны, самодостаточной, с другой — дополняет остальные, что придаёт работе в целом многомерность, объём и глубину.

Положения и идеи первой главы книги, которая посвящена рассмотрению музыкального мышления тувинцев в контексте влияния природных и историко-культурных факторов, являются своеобразным фундаментом для дальнейшего изучения разнообразных параметров музыкальной культуры Тувы последующих исторических периодов. Первоначально автор останавливает своё внимание на особенностях формирования тувинского этноса. Надо отметить, что этот «долгий и сложный процесс» представлен в работе весьма точно и ёмко и содержит самые последние сведения, касающиеся данного вопроса. Значительное место в главе уделено шаманской традиции Тувы в системе природных звуко-акустических представлений, в связи с чем, автор выделяет несколько видов звуко-музыкальной составляющей шаманского камлания.

Рассматривая традиционные музыкальные инструменты тувинцев, автор, ссылаясь на исследования других учёных, в частности, В. Сузукей,  считает необходимым, с учётом новых сведений, уточнить и прояснить некоторые вопросы их систематики, что нашло отражение в сводной таблице и комментариях.

Неподдельный интерес вызывает авторская концепция «кочевого звука» — это «художественная самодостаточность горлового пения, придающая ему значение «звукового идеала (универсума) в мире кочевников». Отдельно стоит отметить предложенное Е. Карелиной понятие «юрточной» модели мышления применительно к музыкальной культуре Тувы. Убедительно представленная, с этой точки зрения, жанровая система тувинской музыки позволяет рассматривать традиционную и авторскую музыку в их глубинном единстве. При этом, в качестве центрального элемента круговой конструкции, как в системе традиционных жанров, так и в системе новоевропейских жанров тувинской музыки, рассматривается хоомей.

В последующих главах, посвящённых изучению процесса развития музыкальной культуры Тувы в период с 1910-х по 1980-е гг., автор демонстрирует дальнейшее подтверждение и развитие высказанных ранее идей как на уровне явлений музыкальной культуры Тувы, так и, собственно, при анализе музыкальных произведений представителей композиторской национальной школы.

Е. Карелина уделяет пристальное внимание развитию традиций буддизма и различных направлений христианства в Туве. Особенно важно подчеркнуть, что автор вводит в научный обиход коллекцию буддийского музыкального инструментария, хранящуюся в Национальном музее Республики Тыва, и поднимает необычайно интересную проблему современного состояния ламаистской музыкальной традиции в регионе. 

Самым подробным образом в книге исследуются оркестровые формы музицирования на основе традиционного инструментария, ансамблевые формы горлового пения, массовые музыкальные жанры. Впервые, из материалов, представленных в работе, можно почерпнуть сведения о различных видах музыкальной нотации, бытовавших в музыкальной практике данного региона с начала ХХ века.

С большим интересом читаются разделы, посвященные развитию музыкального просветительства и становлению музыкального образования в Тувинской Народной Республике. Выстраивая историко-культурный контекст эпохи, Е. Карелина привлекает обширный корпус архивных материалов, в том числе и из своего личного архива (например, воспоминания ветеранов тувинской культуры), что способствует усилению эмоционально-образного и драматургически-содержательного аспекта работы: высказывания непосредственных участников описываемых событий звучат настолько ярко и искренне, что возникает ощущение полного погружения в атмосферу того времени. Важным фактором в создании объективной картины  развития тувинской музыкальной культуры, на наш взгляд, становится жанр биографической справки, также присутствующий в работе. Именно благодаря ему явственно прослеживается традиция взаимосвязи и взаимовлияния различных культур советской эпохи: выдающиеся деятели культуры и искусства, представители разных регионов России внесли достойный вклад в становление и развитие профессионального музыкального образования в Тувинской Республике.

Анализ композиторского наследия Тувинской АССР представляет собой глубокое и всестороннее рассмотрение исторического развития основных жанров: хоровых и кантатно-ораториальных, симфонических, камерно-инструментальных, песенных, а также оперы и балета.

Заслуживает внимания вывод автора относительно ведущей роли лирико-поэмного начала в произведениях композиторов Тувы, обусловленного спецификой национального музыкального мышления. Кроме этого, Е. Карелина убедительно доказывает на конкретных музыкальных образцах, что особенности музыкального мышления тувинцев, обусловленные природно-географическими и историко-культурными характеристиками, сохраняются на протяжении всего периода становления и развития композиторской школы — прежде всего, это внимание к фоническим свойствам горлового пения, приверженность к определенной тематике (тема Прошлого и Настоящего, тема неразрывного единства Прошлого и Будущего). Интерес представляет и предложенная автором типология творчества в музыкальной культуре Тувы (1944–1990 годы), выстроенная в системе «народное —авторское, самодеятельное — профессиональное композиторское творчество».

Заключительная глава посвящена современному состоянию музыкально-культурной традиции Республики Тыва (1990–2000-е годы). Автор подробным образом останавливается на творческом портрете коллективов, основу репертуара которых составляет народная музыка: «фольклорная волна», «новое менестрельство», рок-группы и так далее. Что касается понятия «новое менестрельство», то в этом плане  хочется особо поддержать автора, поскольку сравнение деятельности современных фольк-групп и средневековых европейских менестрелей представляется весьма перспективным не только для осмысления современных процессов, происходящих в республике, но и для изучения сходных явлений в современной музыкальной культуре России и других стран.

В книге всесторонне рассмотрено творчество молодых тувинских композиторов — прежде всего, камерная музыка, которая, по справедливому выводу автора, не только  демонстрирует новые тенденции, но и, вместе с тем, сохраняет стилистику, свойственную композиторам старшего поколения, при этом, как акцентирует внимание автор, «сущностное для тувинской культуры поэмное мышление получает своё максимальное выражение…»

Завершает главу раздел, посвященный истории развития музыкознания и современным тенденциям в музыкальном образовании Тувы.

Дополняют всеобъемлющую картину исторического развития музыкальной культуры Республики Тыва разнообразные справочные материалы (в частности, в Приложениях содержится глоссарий тувинских слов, хронологическая таблица основных событий музыкальной жизни Тувы и список произведений композиторов), и, что весьма ценно, фотографии и фотоматериалы, тщательно подобранные автором.

После прочтения работы Е. Карелиной первоначальная мысль обретает только утвердительную интонацию: «Да, труд энциклопедический».  При этом понимаешь, что главным фактором, объединяющим весь обширный материал, предложенный к обсуждению в этой книге, является глубокое и искреннее чувство уважения и любви автора к предмету своего исследования. За что будем ему признательны и благодарны.

 

Скачать файл статьи 22-Alyabeva.pdf [202,65 Kb] (cкачиваний: 13)  

К Содержанию номера

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта